Логоритмика
14.12.2020

·
оздоровительных (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных,
сенсорных функций, формирование правильной осанки),
·
образовательных (формирование пространственных представлений, двигательных навыков и
умений, усвоение знаний в области музыкальной культуры, метроритмики, развитие
координации движений, ловкости),
·
воспитательных (развитие способности воспринимать музыкальные образы, воспитание положительных личностных качеств,
навыков взаимодействия в коллективе),
·
коррекционных (развитие и коррекция речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.).
Дети с
речевыми нарушениями очень часто имеют ряд личностных особенностей. У них
снижена работоспособность, дети быстро утомляются, начинают отвлекаться. В
общении большинство из них
характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью,
эмоциональной неустойчивостью. Логоритмика позволяет регулировать процессы
возбуждения и торможения, постепенно формировать координацию движений, их
переключаемость, точность; учить ориентироваться в пространстве. Логоритмика
помогает сформировать у ребенка навык
сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное внимание.
Виды упражнений на
занятиях по логоритмике:
·
Упражнения на развитие
дыхания, голоса и артикуляции
Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также
продолжительность , силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом
позволяет сделать его более выразительным, воспитывает основные качества голоса
– силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над
артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность
языка, челюстей, губ. Способствует
хорошей переключаемости артикуляционных движений.
·
Упражнения на активизацию внимания и памяти
На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость
внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся
распределять своё внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим
развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих
речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую
память.
·
Речевые упражнения без музыкального сопровождения
Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с
одновременным выполнением действий.
Стихотворный текст в этих упражнениях
является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и
мелкую моторику, вырабатывает
хорошую координацию действий.
·
Ритмические
упражнения
Данные упражнения направлены на развитие
у детей чувства ритма при произнесении многосложных слов. Ребенка
необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов, фраз,
так как наша речь организована ритмически.
·
Развитие чувства темпа
Эти упражнения необходимы для того, чтобы на основе музыкального темпа
работать над темпом речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении
помогает восстановить и контролировать нормальный темп речи.
·
Пальчиковые игры
Развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую
моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые
игры проводятся с пением, проговариванием текста, а также с мелкими предметами
(карандашами, палочками, мячами )
·
Упражнения на развитие мимики
Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щёк).
·
Артикуляционные упражнения
Эти упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей ,
переключаемости артикуляционных движений
. Они могут выполняться под музыку, под счет , в сопровождении стихотворением.
·
Упражнения на развитие фонематического восприятия
Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц
языка. Без развития фонематического слуха невозможно правильное
звукопроизношение , т.к. прежде , чем произнести звук , нужно научиться
различать его на слух. Работа по
формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового
внимания. Эти упражнения направлены на
различение слов, близких по звуковому составу , на различение слогов ,
выделение различных слоговых сочетаний , отдельных звуков, дифференциации на слух
похожих по звучанию звуков,
определение местоположения заданного
звука в словах , воспроизведении
слоговой структуры слова.
·
Коррекция
звукопроизношения.
На логоритмических занятиях проводится работа по исправлению неправильного звукопроизношения . Данный вид
упражнений делится на две большие группы :
Упражнения, развивающие неречевые процессы ( общая и
мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве,
регуляция мышечного тонуса, развитие
чувства музыкального ритма , темпа, развитие психических процессов. )
Речевые упражнения ( развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи .
развитие артикуляции и мимики, работа
над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха ) .
Задания подбираются в зависимости от речевого дефекта.
·
Подвижные игры
Основная форма деятельности детей – игра. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Весь словесный материал – песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной цели – закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.
·
Ходьба и маршировка в
различных направлениях
Цель:
формировать чёткую координацию движений рук и ног, улучшать осанку, учить
ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание.
Дети,
имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая,
походка неровная. Часто при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому задания по
обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое
логоритмическое занятие.
На
первых порах лучше использовать во время ходьбы стихотворные тексты, так как у
детей темп движений индивидуален и может быть кто-нибудь из ребят, не будет
успевать за заданным музыкой темпом.
·
Упражнения
на освоение основных движений
Если у
ребенка плохо развиты основные движения, то с ним весьма трудно разучивать
танцы и игры: все они включают ходьбу, бег или прыжковые движения. На занятиях
по логоритмике используют упражнения на
освоение разных видов ходьбы (устремленной,
спокойной, пружинной, осторожной, на носках, с высоким подниманием бедра,
приставным шагом), бега (легкого,
стремительного, пружинного, широким шагом, с высоким подниманием бедра), прыжков (на двух ногах на
месте, на двух ногах с продвижением вперед, поочередно на правой и левой ноге,
прямой галоп, поскоки).
·
Упражнения
на развитие ориентировки в пространстве
Этот вид упражнений тесно связан с предыдущим, ибо они построены в основном на таких основных движениях, как ходьба и бег. Развивая ориентировку в пространстве мы учим детей:
-Ходить, бегать, скакать друг за другом в колонне по одному, по кругу, с соблюдением дистанции;
-Строиться парами, врассыпную, по кругу, в колонну;
-Ходить, бегать, скакать парами по кругу, соблюдая дистанцию;
-Строиться в круг лицом друг к другу, спиной, боком;
-Равномерно сужать и расширять круг;
-Ходить со сменой ведущих;
-Ходить по залу, меняя направление: направо, налево, по диагонали, змейкой, противоходом.
Полезны игровые задания типа «Лабиринт» или «Разведчик»: ребенок должен запомнить путь, пройденный взрослым или другим ребенком (между кубиками, кеглями, кирпичиками, елочками…, стоящими или лежащими на полу) и повторить его. Эти задания способствуют развитию не только ориентировки в пространстве, но и двигательной и зрительной памяти.
Во
время ходьбы можно использовать упражнения на развитие речевого внимания. Игра
Оп-Хлоп-Стоп: дети идут маршем по кругу. Логопед во время марша говорит: «Оп». Дети должны
остановиться и подпрыгнуть. На слово хлоп остановиться
и хлопнуть, а на слово стоп остановиться.
Упражнения на
регуляцию мышечного тонуса
Цель:
развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.
У
детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение
артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Причина этого кроется в
нарушении тонуса мышц. Чаще всего дети - речевики излишне напряжены, резки в
движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного
тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков
моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус:
расслаблять и напрягать определенные групп мышц. Благодаря этим упражнениям
дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.12.2020
Дата обновления: 14.12.2020
Дата публикации: 14.12.2020