Использование метода мозжечковой стимуляции в коррекции психических процессов у дошкольников с ЗПР

01.12.2020

В современной дефектологии особую значимость приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого задержка психического развития сопровождаются другими нарушениями, что затрудняет в целом коррекционную работу.

Известно, что основной дефект детей данной категории заключается в нарушениях сложных форм познавательной деятельности, в особенностях мышления. Дети с ЗПР, особенно имеющие органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Для детей с задержкой психического развития характерны отставание в развитии мышления и речи, плохая память, снижение устойчивости и концентрации внимания, низкая работоспособность. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы: скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений. Характерное для дошкольников с особыми образовательными потребностями запаздывание в психическом и физическом развитии препятствует приобретению новых знаний и навыков.

Одной из важнейших коррекционных задач ДОУ является всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей и потребностей  дошкольников, используя различные методы и приемы. Одним из инновационных методов в работе учителя – дефектолога является использование метода мозжечковой стимуляции.

Мозжечковая стимуляция  это комплекс упражнений на специальном оборудовании Balametrics, который позволяет улучшить функционирование головного мозга, в частности мозжечка, и как следствие, развитие и совершенствование психических функций.

Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, концентрацию внимания,  стимулировать развитие памяти и понимания.

Программу мозжечковой стимуляции (Balametrics) разработал более 50 лет назад американский доктор Френк Бильгоу, который будучи преподавателем в классах, где училось много детей с различными трудностями в обучении, обратил внимание, что дети, играющие на переменках в игры на координацию движений, балансировку — более успешны в учебе. Этот простой факт стал ключевым моментом в разработке системы развития мозжечка, как средства повышения успеваемости детей.

Позже Ф. Бильгоу переехав в Хьюстонский университет, возглавил лабораторию, и руководил программой по преодолению проблем с чтением и обучением, сосредоточив внимание на упражнениях на равновесие и координацию. В итоге он изобрел Балансировочную Доску Бильгоу и разработал серию упражнений на ней.

Впоследствии программа Ф. Бильгоу получила название «Learning Breakthrough», что в переводе означает как «Прорыв в обучении».

Специалисты «Ассоциации детских нейропсихологов г. Москвы» проанализировав метод Ф. Бильгоу, сопоставили его данные с теориями отечественной психологической научной школы и разработали свою программу мозжечковой стимуляции со следующими принципами:

— от простого к сложному;

— принцип оптимального уровня сложности (правильный подбор уровня сложности для ребенка);

— принцип поэтапного освоения;

— принцип усложнения инструкции;

— би/моно/попеременно (выполнение упражнений двумя руками, правой, левой, поочередно);

— принцип направленности движений (выполнение упражнений по центру, вправо, влево, по кругу);

— принцип новизны.

 

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток - нейронов, чем все остальные отделы мозга (более 50%). Довольно долго считалось, что мозжечок отвечает только за равновесие и координацию движений. Однако за последние несколько десятилетий роль мозжечка была пересмотрена и ученые доказали, что мозжечок - это ключ к интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию ребенка.

Мозжечок имеет связи с другими структурами в головном мозге и его стимуляция активизирует эти области, в том числе лобные отделы, отвечающие за психическое развитие и височные, отвечающие за понимание и за моторную организацию речи.

Практическое использование мозжечковой стимуляции возможно при системном подходе к коррекции нарушений: с одной стороны, стимуляция мозжечка, с другой — сенсорная интеграция с учетом основных принципов детской нейропсихологии.

Нейрофизиологи отмечают, что детский мозг способен обучаться только в движении. Считается, что именно вестибулярные системы головного мозга играют решающую роль в любой деятельности: они помогают координировать не только крупную, но и мелкую моторику, налаживают связи между всеми основными органами и частями головного мозга, которые участвуют в речи, письме, чтении, счете.

Вестибулярный аппарат — главное связующее звено головного мозга.

Таким образом, через мозжечковую стимуляцию мы можем добиться улучшения в психическом и речевом развитии.

 

Комплекс мозжечковой стимуляции имеет широкий спектр применения. Результатами занятий становятся:

·  развития зрительно-пространственных представлений (чувство тела, схема тела, ориентация во времени и пространстве, координатные, метрические, пространственные представления);

·  совершенствования зрительно-моторной координации;

·  расширение зрительно-оптического поля;

·  стимуляция психоречевого развития;

·  улучшение произносительной стороны речи;

·  повышение скорости мышления;

·  развитие внимания: увеличение объема, переключаемости, концентрации;

·  интеграция сенсорных систем (вестибулярная, зрительная, слуховая, тактильная);

·  улучшение координации, моторной ловкости, мелкой и крупной моторики;

·  совершенствования межполушарного взаимодействия;

·  улучшение саморегуляции и контроля.

 

На коррекционных занятиях в зависимости от уровня психоречевого развития и координационных умений возможно совмещение упражнений на балансировочной доске с познавательными упражнениями, либо мозжечковая стимуляция служит начальным этапом коррекционного занятия.Хочу такой сайт

Стоя на балансировочной доске ребенку необходимо удерживать равновесие и выполнять предложенные в игровой форме упражнения. Поскольку при выполнении упражнений постоянно требуется включение функций моторного планирования и поддержания баланса, слуховых и зрительных функций, неизбежно улучшается внимание и возникает состояние включенности когнитивных процессов.

Все упражнения выполняются с применением дополнительного оборудования (сенсорных мешочков, мячами, доски обратной связи).

При таком тренинге на балансире у детей задействуются одновременно несколько систем:

-вестибулярная

-моторная

-сенсорная

-проприоцептивная

-глазодвигательная

-кинестетическая

-аудиальная

Мозг при этом соединяет сигналы всех систем и постепенно формирует схему тела – информацию о том, какие части тела есть у организма и чем они заняты, что при регулярных занятиях дает ему возможность автоматически обрабатывать большое количество информации, идущее от разных систем организма. Такая автоматизированная обработка информации позволяет мозгу тратить усилия на другие важные дела: на высшую психическую деятельность (мышление, память, произвольное внимание, на занятия познавательной деятельностью и обучением). Также формирование более полных представлений о собственном теле повышает двигательный потенциал ребенка и его манипулирование с другими предметами, повышается ловкость и точность движений, улучшаются речевые и графомоторные навыки. Метод мозжечковой стимуляции способствует формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения.

Упражнения, где ребенок манипулирует различными предметами, построены так, что ребенок пересекает срединную линию тела, что развивает  у него больше межполушарных связей, улучшает прием и  переработку информации, таким образом, работа обоих полушарий мозга становится согласованней и эффективней, а значит, повышается  успешность ребенка в различных видах деятельности.

Использование данной методики в группе коррекционной направленности показало положительную динамику в усвоении детьми с ЗПР программного материала. Также отмечалось улучшение в развитии координации, моторной ловкости, мелкой, крупной моторики и психо-эмоциональной сферы детей.

Метод мозжечковой стимуляции как инновационный метод значительно увеличивает эффективность любых коррекционных занятий проводимых учителем - дефектологом с детьми с задержкой психического развития.

     

Список литературы

1.               Зуева Ю.В., Корсакова Н.К., Калашникова Л.А. Роль мозжечка в когнитивных процессах.

URL: http://virtualcoglab.cs.msu.su/html/Zueva.html

2.               Кипхард Э.Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития / Гиперактивные дети. Под ред. М. Пассольта. М., 2004.

3.               Педяш Н.А. Мозжечковая стимуляция – метод двигательной нейропсихологической коррекции. URL: https://www.b17.ru/article/113707/

4.               Опыт реализации программы мозжечковой стимуляции с применением балансировочного комплекса Learning Breakthrough Kit (Balametrics) // Ассоциация детских нейропсихологов г. Москвы. Раздаточный материал к тренингу-семинару.

5.               Острая мозжечковая атаксия. URL: http: //medicalhandbook.ru/disease/2486-acute-cerebellar-ataxia.htm.

6.               Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей дошкольного возраста // Вестник экспериментального образования. 2015. №3.

URL: http://www.ppacade.

7.               Learning Breakthrough-Dr. Belgau History.

URL: https://learningbreakthrough.com/program-overview/learning-breakthrough-history-sensory-integration-disorders/

Жданова Елена Георгиевна

МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 346

учитель-дефектолог первой категории

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 01.12.2020

Дата обновления: 01.12.2020

Дата публикации: 01.12.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».