Методы и средства повышения мотивации у детей с ТНР на индивидуальных логопедических занятиях

18.03.2022

Современных детей очень трудно чем-то удивить. Старые пособия с обычными картинками не вызывают большого эмоционального отклика у дошколят. «В исследованиях отечественных и зарубежных специалистов, которые были посвящены проблемам коррекции и развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР), традиционно уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, умений, знаний, которые должны быть усвоены этой категорией детей. Но такой важнейший компонент деятельности, как мотивация, признанный всеми исследователями как ее «мотор» (А. Н. Леонтьев), оказался вне внимания специалистов» [2].

А.Н. Леонтьев писал, что «формирование личности человека находит свое психологическое выражение в развитии ее мотивационной сферы; развитие ребенка характеризуется с психологической стороны, прежде всего, изменением мотивов его деятельности» [4].

Дети с ТНР, а в частности с ОНР, характеризуются отклонениями в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, трудности формирования саморегуляции и самоконтроля [5].

Именно поэтому учитель-логопед должен владеть различными методами и приёмами для поддержания учебного интереса на занятии и повышения мотивации к обучению. Ещё в начале своей работы педагог должен выявить мотивационные составляющие каждого ребёнка для эффективной  коррекционной работы.

 С этой целью в МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 215 было проведено диагностирование детей старшей логопедической группы (5-6 лет). Все 10 детей имеют заключение ТПМПК и ППк – ОНР 2 и 3 уровня. За методическую основу проведённого исследования был взят опыт З.Н. Ажермачева, Н.А. Мёдова [1].

Исследование осуществлялось в 2 этапа:

1 этап. Анкетирование родителей для выявления интересов ребёнка и беседа с детьми на тему «Для чего нужны занятия с логопедом?» с фиксацией ответов;

2 этап. Изучение мотивации детей по методикам изучения у ребёнка мотива деятельности (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович), соподчинения мотивов (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин), исследование выбора ребёнком наиболее интересного для него варианта взаимодействия со взрослым (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

На первом этапе было проведено анкетирование родителей с целью сбора информации об интересах и предпочтениях каждого ребенка. Проведён опрос детей.

На втором этапе проводилась диагностика сформированности мотива деятельности. Она предполагает выполнение одной и той же работы через определённые промежутки времени, значимость результатов которой каждый раз менялись [2].

Таблица 1

Диагностика сформированности мотива деятельности

Задание 1

Количество выполнивших задание (%)

Задание 2

Количество выполнивших задание (%)

Сделать домик и сфотографировать для мамы.

90

Сделать дорожку и сфотографировать для мамы.

80

Сделать домик для малышей из соседней группы.

20

Сделать дорожку для малышей из соседней группы.

50

Сделать домик для предстоящей игры со сверстниками.

30

Сделать дорожку для предстоящей игры со сверстниками.

 

      0

Сделать домик как пособие логопедического кабинета

90

Сделать дорожку как пособие логопедическом кабинете.

90

Задания включали конструирование «домика» из блочного конструктора по схеме при помощи логопеда и изготовление звуковой дорожки из картона и цветной бумаги.

Критерии оценивания: 3 балла – согласен выполнить задание; 2 балла – соглашается, но делает без желания; 1 балл-начинает, но не заканчивает; 0 баллов – не согласен. Максимальное количество баллов – 12.

Очень высокий уровень – от 10 до 12 баллов. Эмоционально положительная реакция и искреннее желание детей выполнить задание;

Высокий уровень – от 8 до 9 баллов. Дети были увлечены своей деятельностью, но желание ограничено;

Средний уровень – от 6 до 7 баллов. Дети не испытывали желания выполнять задание;

Низкий уровень – от 0 до 5 баллов. Отрицательная эмоциональная реакция и отвлекаемость детей при выполнении задания;

Необходимо отметить, что согласие ребенка выполнить задание или отказ от него напрямую зависели от цели выполнения дальнейших действий.

 Повышенный интерес к последнему заданию, был обусловлен тем, что было дополнительное мотивирующее средство – игрушка-герой из мультфильма, которая будет участвовать в дальнейшей игре.

Таблица 2

Методика исследования характера соподчинения мотивов

Задания (проводятся индивидуально)

Итог

1

Расставить стулья в логопедическом кабинете, после чего им была обещана новая игрушка в качестве поощрения.

Низкий уровень мотивации у всех детей.

2

Протереть столы в кабинете и подробно рассказывали ему о той игрушке, которую он получит после окончания работы.Хочу такой сайт

Низкий уровень мотивации у всех детей.

3

Разложить все карандаши, по коробочкам и показывали игрушку, которую он получит по окончании работы; затем ее убирали.

Никто из детей не отказался от выполнения задания. На данном этапе детям показывали игрушку, с которой они смогут поиграть после выполнения задания, и убирали ее.

4

Протереть зеркало в логопедическом кабинете, показывали игрушку, которую он получит после окончания работы, и оставляли ее в доступном для него месте.

Все дети согласились выполнить задание педагога в четвертом задании, где обещанная игрушка оставлялась в доступном для ребенка месте, и по окончании работы он мог взять ее.

5

Вылить воду из стаканчиков после занятия ИЗО  группы  без поощрения.

Большинство детей отказались выполнять задание.


1

 

Из данных, представленных в гистограмме видно, что очень высокий и высокий уровень сформированности мотивации к деятельности не продемонстрировал ни один испытуемый. По второму блоку заданий видно, что в процессе исследования характера соподчинения мотивов в зависимости от ситуации, дети проявили себя одинаково – ни один из них не отказался от выполнения задания.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что детям недостаточно услышать о награде за выполненное задание, им необходимо увидеть ее, оценить, стоит ли она требуемых усилий, и только после этого принять решение.

Также необходимо узнать, какой тип общения является значимым при взаимодействии со взрослым.

Таблица 2

Методика исследования выбора ребенка интересного для него варианта взаимодействия со взрослым

Задания

Тип общения

Поиграть вместе со взрослым в игрушку, например в мяч, который взрослый выкатит из-за экрана, а потом будет ловить обратно из рук ребенка

Игровое, практическое общение

Прослушать сказку, которую расскажет появляющийся из-за занавесок взрослый

Познавательное общение

Побеседовать со взрослым на одну из предложенных тем, касающихся самого ребенка и его жизни

Личностное общение

Для проведения исследования был подготовлен «телевизор» с тремя кнопками. Исследование проводилось индивидуально. Ребенку предлагали поиграть с телевизором, он сам мог включать наиболее интересную для него программу.

Критерии оценивания: высокий уровень – 3 балла; средний уровень – 2 балла; низкий уровень – 0-1 баллов (полное или частичное отсутствие мотивации). При качественной оценке выделяется ведущая мотивационная деятельность. Максимальное количество – 3 балла

В итоге по третьему блоку заданий мы получили перевес игровой деятельности и лишь у 5 детей появилось желание послушать сказку и у 5 детей побеседовать (серые столбцы). 

         

На основании анализа полученных результатов, можно сделать вывод о том, что мотивационная сфера у детей с ТНР находится на низком уровне сформированности – 60 % детей слабо проявляют интерес к занятиям, объясняя это сложностью и «скучностью» логопедической работы. В результате проведённого исследования нам удалось убедиться в необходимости проведения дальнейшей коррекционной работы.

Анализируя результаты исследования и анкетирования, можно предположить, что эффективность работы по повышению интереса дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к логопедическим занятиям будет зависеть от ряда условий:

1.                Создание системы логопедической работы с использованием ИКТ;

2.                Повышения мотивации к образовательной деятельности через включения игровых персонажей из мультфильмов;

3.           Изменения деятельности ребёнка с игровой мотивации на познавательную, дополняя личностным общением.

Если все условия будут выполнены, то можно прогнозировать улучшение результата коррекционной работы за счёт повышения мотивации старших дошкольников с ОНР.

 

Литература

1.                Ажермачева, З.Н., Мёдова, Н.А. Подходы к изучению устойчивой мотивации на логопедических занятиях у детей с тяжёлыми нарушениями речи// Томск: Вестник ТГПУ, 2017, 157 с.

2.                Белянин В. П. Экспериментальное исследование психолингвистических закономерностей смыслового восприятия текста: дис. … канд. филол. наук. М., 1983. 296 с.

3.                Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Волгоград, 2011. 297 с.

4.      Леонтьев А.Н.  Развитие мотивов учебной деятельности ребенка // Леонтьев А.Н. Психологические основы развития и обучения / Под ред.Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева.- М, Смысл, 2009. С. 163-186 Личность. М, Политиздат, 1975 , с. 175.

5.                Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2008. 224 с.

 


Мурашева Елена Александровна, 

учитель-логопед ВКК, 

МБДОУ детский сад компенсирующего вида №215 

г.Екатеринбурга

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.02.2023

Дата обновления: 08.02.2023

Дата публикации: 18.03.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».