Актуальность профилактики нарушений письма у дошкольников с дизартрией

22.04.2022

 В практике современного логопеда вопрос о необходимости профилактики расстройств письменной речи не стоит уже давно. Даже если ребёнок не получил заключение ПМПК и не посещал коррекционный детский сад, то ошибки при письме у него могут быть. Именно поэтому важность работы по этому направлению и оказание своевременной помощи относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, в первую очередь для детей с ТНР.

Письмо до сих пор является ведущим способом сохранения учебной информации, оно имеет огромное значение в процессе освоения знаний. А в начальной школе оно является одной из задач обучения, в результате которого ученик должен получить навык правильного и осознанного письма [10, п.12.2].

Большая часть предметов школьной программы опирается на процесс письма. Если ребенок не освоил этот навык на достаточном уровне, то при дальнейшем обучении он будет испытывать сложности в освоении практически всех школьных предметов. Как следствие этого: общая неуспеваемость, низкая самооценка, нежелание учиться.

Современные дети быстрее осваивают технику набора текста на планшете или смартфоне, нежели создание рукописных текстов. Именно поэтому, не пройдя качественно этап согласования ручной моторики с высшими психическими функциями и зрительным гнозисом, у обучающихся развивается дисграфия. Количество таких детей растёт с каждым годом. Педагоги начальной школы не скрывают, что испытывают большие трудности с обучением детей, так как они должны обучать их писать, а не корригировать недостаточную сформированность зрительно-пространственных представлений, анализа и синтеза.  Дети путают буквы, пишут их зеркально, добавляют лишние элементы [1].

Перед системой дошкольного образования стоит важнейшая задача, воспитание – гармонично развитого ребенка, готового к обучению в школе.

[9, п. 1.6.3., п. 4.7]. К целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования относится следующий социально-нормативный возрастной критерий возможных достижений ребенка: ребёнок достаточно хорошо владеет речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности [9, п. 4.6].

Целевые ориентиры ФГОС ДО выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации ФГОС ДО настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

 Изучением готовности к школе, а именно подготовкой к обучению письму занимались такие отечественные ученые как Л.И. Божович, Р.М. Боскис, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин, а зарубежными исследователями данной проблемы являются Г. Гетцер, Я. Йирасек, А. Керн, С. Штребел и другие.

Учёные выделяют разные виды дисграфий, однако в большинстве классификаций (Р.И. Лалаева, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев) выделяется такой вид, как оптическая дисграфия.

Оптическая дисграфия – это нарушение письменной речи, проявляющиеся в специфических ошибках, не связанных с незнанием орфографических правил. Обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме [2].

Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 году. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма.

Постепенно понимание природы нарушений чтения и письма менялось. Это расстройство уже не определялось как однородное оптическое нарушение. Одновременно происходит дифференциация понятий «алексия» и «дислексия», «аграфия» и «дисграфия» [4].

Проведённые исследования Т.В. Ахутиной выявили трудности у 15 – 20% детей [1], Безруких М.М. – у 30% первоклассников [2], у которых тип ошибок сочетался с зрительно – пространственными нарушениями, что затрудняло освоение букв [5, 11, 13].

Как правило, дисграфия не является единичным речевым нарушением, она имеет под собой сложный симптомокомплекс, например, дизартрию.

На сегодняшний день, дети, имеющие нарушение речи и дизартрию, встречаются часто. В логопедической практике больше всего встречаются лёгкие (стёртые) формы дизартрии, которые могут ошибочно заменяться на дислалии, однако при коррекционной работе они заявляют о себе особыми трудностями преодоления (Лалаева, Р.И. [5], Парамонова, Л. Г. [7, 8], Цветкова Л. С. [12], и другие).

Стёртая дизартрия – расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Ведущим симптомом в структуре этого речевого дефекта являются фонетические нарушения, которые с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на развитие фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы (Л.В. Лопатина, [6]).

Таким образом, профилактика нарушений письма у дошкольников со стертой дизартрией становится актуальной проблемой для теоретических и практических направлений логопедической работы [9, п. 3.2.2].

Для детей со стёртой дизартрией необходим комплекс коррекционных заданий, который имел бы для них смысл и обладал не только познавательной, но и эмоциональной ценностью, а также побуждал к деятельности.

 

Литература

1.                Ахутина, Т.В. Нейропсихологический анализ ошибок на письме / Т.В. Ахутина // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция». Под ред. О.А. Величенковой. М.: Изд. «ЛОГОМАГ», 2018. – с. 76-95.Хочу такой сайт

2.                Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М. : Эксмо, 2009. – 464 с.

3.                Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой. ˗ 5˗е изд., перераб. и доп. ˗ М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС. 2009.

4.                Жданова, О.А. Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-disgrafii-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 30.03.2022).

5.                Лалаева Р. И. Дисграфия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учреждений: В 2 тт. Т. II / Под. ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Издательство «ВЛАДОС», 1997. - 656 с

6.                Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Серебрякова Н.В. - Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.

7.                Парамонова Л.Г. Предупреждение дисграфии у детей / Пармонова Л.Г.// СПб: Лениздат: Союз, 2001.- 240 с.

8.                Парамонова, Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л. Г. Парамонова. - СПб : Детство-Пресс, 2006. - 122 с.

9.                Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244/. – Дата доступа: 29.03.2022.

10.           Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/. – Дата доступа: 29.03.2022.

11.           Хватцев М. Е. Логопедия: Работа с дошкольниками. - М.: АСТ, 2002. - 258 с.

12.             Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: «Юристъ», 1997. 256 с.

          13. Цветкова, Л. С. Диагностика и коррекция нарушений письменной речи у детей: методическое пособие для логопедов / Л. С Цветкова - М.2001.- 211 с.

Автор: Мурашева Елена Александровна, 

учитель-логопед ВКК, 

МБДОУ детский сад компенсирующего вида №215, г.Екатеринбурга

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.02.2023

Дата обновления: 08.02.2023

Дата публикации: 22.04.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».