Организация эффективного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья .

27.09.2023

Информация об авторах: Каракулова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; SPIN-код: 4899- 5256; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, email: logo@uspu.ru

Бездетко Сергей Николаевич, старший преподаватель, кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; SPIN-код: 7436- 8102; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т К

Конева Нина Алексеевна, ассистент, кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; SPIN-код: 7280-8042; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, email: logo@uspu.ru.

Обухова Нина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; SPIN-код: 2441-1826; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, email: logo@uspu.ru

Мурашева Елена Александровна, магистрант, кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; SPIN-код: 3438-2481; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, email: myrz78@mail.ru


Организация эффективного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья .

Активное включение родителей и всех членов семьи в коррекционно-развивающий процесс является одним из важнейших условий эмоционального, двигательного, психоречевого развития ребенка как дошкольного, так и школьного возраста (А. Г. Московкина, Е. А. Стребелева, В. В. Ткачева, Е. В. Ушакова, М. Н. Фейзопуло и др.). Взаимодействие педагогов образовательной организации с семьей ребенка с ОВЗ актуально по ряду причин: 1) наблюдается высокий процент детей с ОВЗ среди обучающихся; так, в Свердловской области в образовательный процесс включены 33 332 ребенка с ОВЗ, что составляет 6 % от общего количества обучающихся1 ; 2) общее образование дети с ОВЗ получают как в отдельных образовательных организациях, осуществляющих педагогическую деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, так и в классах в общеобразовательных организациях в условиях инклюзивного обучения, что вносит специфику в работу с семьей в каждом виде образовательных организаций; 3) государственная политика РФ нацелена на максимальную социализацию детей с ОВЗ, и перед каждой образовательной организацией в соответствии с ФГОС ОВЗ ставится задача «своевременного выявления особых образовательных потребностей каждого ребенка, создания комплексных условий для полноценного формирования его личности и последующей максимально возможной интеграции в обществе»; 4) с одной стороны, у родительского сообщества имеется потребность в эффективном обучении и воспитании детей с ОВЗ, с другой — консультативная, сопроводительная помощь, личность педагога, который занимается коррекционно-развивающей работой, его уровень образования, общекультурные и психолого-педагогические компетенции мотивируют родителей на творческий подход и активное участие в развитии своего ребенка [16]. Внедрение и повсеместное использование цифровых технологий меняет образ жизни человека и семьи в целом. По данным ВЦИОМ, 74 % процента россиян ежедневно пользуются интернетом, из них 35 % проводят более 4 часов в Сети. В настоящее время мобильный телефон является самым популярным устройством для доступа в интернет, причем не только средством общения, но и источником получения информации через различные социальные сети и мессенджеры1 . Замена личного общения (офлайн) на виртуальное (онлайн) неизбежно ведет к перестройке системы взаимодействия участников образовательных отношений, а именно системы «родитель — педагог» [2]. Цифровизация образования (общего, специального и инклюзивного) — неизбежный и совершенно закономерный процесс. Российские образовательные организации все больше интегрируют цифровые технологии в процесс обучения. Однако это сложный процесс, связанный с многочисленными трудностями и противоречиями, в то время как для ребенка с ОВЗ цифровая среда может стать социально-культурным пространством. Современная семья имеет достаточный уровень цифровой грамотности и значительный потенциал для создания благоприятных условий для успешного развития ребенка. В семьях с детьми, имеющими нарушение развития, грамотно выстроенная педагогическая поддержка родителей позволяет создавать коррекционно-развивающую среду, обеспечивающую компенсацию нарушений, полноценное жизнеобеспечение и гармоничное развитие1 . Особое значение в современной системе образования детей с ОВЗ имеют информационно-коммуникативные технологии работы (ИКТ). Применение в практической деятельности педагога информационно-коммуникативных технологий позволяет обеспечить индивидуальный подход к детям с ОВЗ, организовать непрерывность коррекционно-развивающего процесса в условиях вынужденного отсутствия обучающихся на занятии в традиционной офлайнформе [5]2 . К сожалению, большинство современных педагогов работают в рамках традиционных методов и форм взаимодействия с семьей обучающихся с ОВЗ, без учета типологических особенностей и возможностей семьи [4]. Многие родители не владеют необходимыми психолого-педагогическими компетенциями в области специального и инклюзивного образования, а педагоги не ориентируются на то, какие формы работы наиболее эффективны в условиях конкретной семьи [1]. Такой подход снижает качество образования обучающихся с ОВЗ. Следовательно, возникает потребность повышения компетенций родителей в области специального и инклюзивного образования и представления участникам образовательного процесса успешных практик работы с ближайшим окружением детей с ОВЗ и эффективных форм взаимодействия педагогов и ближайшего окружения ребенка указанной категории. Цель, организация и методы исследования В 2023 г. было проведено исследование, направленное на определение трудностей, с которыми сталкиваются родители, воспитывающие детей с ОВЗ, выявление психолого-педагогических компетенций родителей, описание типологических особенностей групп родителей и, в соответствии с ними, определение наиболее эффективных форм взаимодействия «родитель — педагог». В эксперименте приняли участие 112 родителей в возрасте от 20 до 50 лет, воспитывающих детей с ОВЗ дошкольного (90 %) или младшего школьного возраста (10 %), проживающих в Екатеринбурге (63,4 %) и Свердловской области (36,6 %). Исследование проводилось с помощью анкетирования, включающего 20 вопросов, которые были разделены на 4 блока: ● общие данные о родителях (законных представителях): возраст, образование; ● организация коррекционного сопровождения ребенка: образовательная организация, которую посещает ребенок; как часто выполняют родители задания педагогов и кто выполняет с ребенком эти задания; какие методы применяют родители для поощрения успехов ребенка; какие формы взаимодействия педагога и родителей наиболее удобны для получения заданий и консультаций; ● родительские компетенции по вопросам психолого-педагогического развития детей, в частности познавательного и речевого; ● мотивационный аспект: отношение родителя к общегрупповым консультациям; семейная позиция и заинтересованность в эффективности коррекционной работы с ребенком, рекомендации и пожелания по организации взаимодействия «родитель — педагог». Результаты исследования Анализ полученных анкет позволил сделать следующие выводы: ● основной контингент родителей, принявших участие в опросе, был в возрасте от 30 до 40 лет (69,6 %); другие возрастные группы: от 40 до 50 лет — 17 %, от 20 до 30 лет — 13,4%; ● имеют высшее образование 53 % от общего числа родителей, принявших участие в анкетировании, незаконченное высшее — 29,5 %, среднее профессиональное — 10,6 %, среднее — 6,3 %; ● 77 % родителей отметили, что их дети посещают образовательные организации, реализующие АООП, 33 % детей обучаются в условиях инклюзивного образования; ● на вопрос: «Кто из членов семьи принимает участие в развитии ребенка?» — подавляющее большинство ответили, что «все члены семьи» (62,5 %), «только мама» — 35,7 % респондентов, 1 % опрошенных отметил бабушку как главного члена семьи, на которого ложится ответственность за развитие ребенка в домашней среде; ● каждый день выполняют домашнее задание с ребенком 70,5 % опрошенных, один раз в неделю — 22,3 %, и 3,6 % — ко-гда «вспомнят» или «напомнит ребенок»; 3,6 % родителей отметили, что не имеют времени делать домашние задания с ребенком; ● при выборе способов получения домашних заданий большая часть респондентов (79,5 %) выбрали стандартную, бумажную тетрадь, 15 % родителей предпочли получать домашнее задание через мессенджер и 5,4 % хотели бы общаться лично и получать комментарии к заданию в устной форме. Следует отметить, что более 50 % родителей считают возможным и необходимым применение ИКТ в качестве консультативной и сопроводительной поддержки при выполнении домашних заданий с ребенком, они отмечают, что было бы удобно иметь задание в тетради и видеопримеры выполнения упражнений; ● 57,1 % опрошенных отметили, что предпочитают получать индивидуальные консультации педагогов при личной встрече, 25 % — через тетрадь домашних заданий, 14,3 % — через мессенджер и 3,6 % — при разговоре по телефону; ● 55 % родителей имеют достаточный уровень знаний в области психолого-педагогических особенностей детей с ОВЗ, 45 % имеют низкий уровень сформированности данных компетенций, не знают возрастных норм развития и специфику развития своего ребенка. Рассмотрим результаты анкетирования в соответствии с выделенными возрастными группами родителей (законных представителей). Более 50 % родителей возрастной категории 20–30 лет предпочитают получать консультации специалистов психолого-педагогического профиля только лично, 80 % опрошенных этой группы считают более удобным выполнять задания с детьми в домашних условиях через тетрадь для домашней работы, остальные готовы использовать с этой целью мессенджер. В данной группе родители с высшим образованием показали более высокий уровень сформированности компетенций в области психолого-педагогических особенностей детей с ОВЗ — 83 %. Родители возрастной категории 30–40 лет составили самый большой процент из числа принявших участие в анкетировании (69,6 %). Большинство респондентов данной группы имеют высшее или среднее профессиональное образование (54 %) и готовы получать консультации специалистов на личных и групповых встречах, 29 % — через тетрадь для домашних заданий, 13 % — через мессенджер и 4 % — по телефону. Задания для работы с детьми дома предпочитают получать через тетрадь для домашней работы 75 % родителей, остальные готовы с этой целью ис-пользовать мессенджер. Более высокие результаты в области знаний особенностей детей с ОВЗ показали родители со среднеспециальным образованием (64 %), что связано с имеющимся у них педагогическим или медицинским образованием. Среди родителей с высшим образованием верно ответили на вопросы данного блока 37 % опрошенных. Родители возрастной категории 40–50 лет в большинстве (74 %) предпочитают получать консультации специалистов только в форме личных встреч, 95 % опрошенных родителей данной группы отмечают необходимость получения задания для домашней работы с детьми через тетрадь, не исключая возможности использования мессенджеров. В данной возрастной группе родителей достаточный уровень психологопедагогических компетенций, 74 % респондентов показали хорошие знания особенностей развития своих детей, в большинстве это родители с высшим образованием. Анализ ответов на вопросы мотивационного блока позволил сделать выводы о том, что родители всех возрастных групп проявили единодушие, подчеркнув важность объединения усилий педагогов и семьи, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ, в процессе устранения психоречевых и других расстройств. Большинство родителей (законных представителей) принимают участие в родительских собраниях, семинарах-практикумах, консультациях, 57 % респондентов отметили, что личные встречи с педагогами позволяют правильно оценить достижения ребенка и «собственные родительские успехи и просчеты в его развитии и воспитании»; 23 % опрошенных написали о том, что на таких встречах часто озвучивается уже известная информация; 20 % респондентов обратили внимание на то, что советы и рекомендации педагогов были полезными, но следовать им довольно сложно. Были получены следующие предложения и пожелания родителей (законных представителей). 1.Более 45 % родителей подчеркивают необходимость проведения индивидуальных консультаций специалистами психолого-педагогического профиля и ежедневных индивидуальных коррекционных занятий с их ребенком. 2.Для ближайшего окружения ребенка с ОВЗ является очень важным подробное освещение вопросов специфики коррекционной работы, наглядная демонстрация упражнений и приемов работы, возможно, через видеозаписи, ZOOM, мессенджеры — такие пожелания высказали 25 % респондентов. 3.Большинство родителей отмечают более высокую эффективность коррекционной работы в образовательных организациях, реализующих АООП и АОП, 20 % опрошенных подчеркнули, что в специализированные классы и группы очень сложно записать ребенка с ОВЗ. 4.Более 5 % респондентов рекомендуют педагогам начального образования продумать и более тщательно организовать взаимосвязь с родителями обучающихся с ОВЗ. Именно в условиях инклюзивного образования в школе взаимодействие «педагог — родитель» оказывается недостаточным. 5.При длительном отсутствии ребенка с ОВЗ в образовательной организации просят обязательно давать домашнее задание через мессенджеры только 10 % родителей, что говорит о трудностях организации взаимодействия «родитель — ребенок» в условиях семьи. Заключение Таким образом, нами выделены следующие группы родителей, воспитывающих детей с ОВЗ в соответствии с их индивидуально-типологическими особенностями и определены приоритетные формы работы с семьей. Первая группа — родители с низким уровнем мотивационной готовности к коррекционноразвивающей работе с ребенком в домашних условиях. Это родители преимущественно с основным и средним общим образованием в возрасте до 30 лет. Как правило, они отрицают наличие проблем развития своего ребенка, не замечают отставания от сверстников. Для них является важным формирование эмоционального принятия своего ребенка и его особенностей, помощь специалистов в организации коррекционноразвивающей среды для своего ребенка дома, составление расписания и режима дня. Родители первой группы нуждаются в индивидуальных консультациях специалистов, посещении открытых индивидуальных и фронтальных коррекционно-развивающих занятий, мастер-классов. Вторая группа — родители в возрасте до 40 лет, преимущественно не имеющие высшего образования. Это родители с недостаточным уровнем сформированности психолого-педагогических компетенций, они нуждаются в проведении групповых и индивидуальных консультаций по вопросам психоречевого и моторного развития детей с ОВЗ, ознакомлении со специальной литературой, информационными буклетами. Для данной группы родителей характерны запросы на практико-ориентированные формы работы с детьми с ОВЗ, показ конкретных приемов, методов коррекционного взаимодействия и предпочтение печатных средств взаимодействия. Именно сочетание традиционных форм работы педагогов и семьи в виде тетрадей для домашних заданий и обратной связи с визуализацией конкретных упражнений с помощью ИКТ является приоритетным для родителей данной группы. Третья группа — родители в возрасте до 40 лет, преимущественно имеющие высшее образование. В подавляющем большинстве готовы к эффективному сотрудничеству с педагогами, предпочитают дистанционные формы взаимодействия и личные индивидуальные консультации по вопросам развития своего ребенка и организационно-содержательным аспектам работы с ним в домашних условиях. Четвертая группа — родители в возрасте старше 40 лет. Как правило, это родители с высшим или средним профессиональным образованием, воспитывающие в семье двух и более детей. Они хорошо ориентируются в вопросах онтогенетического развития детей, но недостаточно знают специфические особенности развития своего ребенка, часто предъявляя к нему повышенные требования. Родители данной группы предпочитают традиционные формы взаимодействия с педагогами, такие как групповые и индивидуальные консультации, открытые занятия, мастер-классы и т. д. Для применения ИКТ в домашних условиях они нуждаются в направляющей помощи в виде ссылок на образовательные электронные ресурсы, видеозадания. Таким образом, перспективой дальнейшего изучения проблемы эффективного взаимодействия педагогов образовательных организаций и семей, воспитывающих детей с ОВЗ, является разработка методических рекомендаций для участников образовательного процесса, в которых систематизированы успешные практики взаимодействия с ближайшим окружением детей с ОВЗ и эффективные технологии работы «родители — ребенок» в условиях семьи, в том числе информационно-коммуникативные. 



Литература 

1. Бездетко, С. Н. Актуальные проблемы сформированности компетенций у педагогов в области инклюзивного образования / С. Н. Бездетко, Г. Г. Зак, Е. В. Каракулова, Г. К. Труфанова. — Текст : непосредственный // Современный учитель — взгляд в будущее : cборник научных статей Междунар. науч.-образоват. форума : в 3 ч. — Екатеринбург : [б. и.], 2022. — Ч. 3. — С. 76–79. 

2. Захаркина, Т. Н. Гаджетизация: эффекты влияния на общественные процессы / Т. Н. Захаркина, И. А. Исакова. — Текст : непосредственный // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2019. — № 3 (55). — С. 115–121. 

3. Каракулова, Е. В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с тяжелым нарушением речи в процессе консультативной работы / Е. В. Каракулова. —Текст : непосредственный // Междисциплинарный подход в изучении и образовании лиц с особыми потребностями : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 55-летию института специального образования, Екатеринбург, 28–29 нояб. 2019 года. — Екатеринбург : [б.и.], 2019. — С. 318–323. 

4. Каракулова, Е. В. Дистанционные формы взаимодействия учителя-логопеда с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи и их семьями / Е. В. Каракулова, Е. А. Конева. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы Всерос. заоч. конф. — Екатеринбург : [б. и.], 2021. — С. 275–280. 

5. Конева, Н. А. Модель комплексного психолого-педагогического взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с тяжелым нарушением речи, в условиях детского сада компенсирующей направленности / Н. А. Конева. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право : сборник статей и тезисов Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 200-летию со дня рождения А. Куссмауля. — Москва : [б. и.], 2022. — С. 79–83. Хочу такой сайт

6. Косарева, А. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве / А. А. Косарева, Е. С. Фоминых. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы теории и практики инклюзивного образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф. — 2016. — С. 217–220.

 7. Костина, Л. М. Дистанционное сопровождение родителей обучающихся / Л. М. Костина, И. А. Писаренко. — Текст : непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2020. — Т. 9. — № 4 (33). — С. 163–167. 

8. Любимов, М. Л. Использование информационно-коммуникативных технологий в консультативной работе с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ / М. Л. Любимов, О. Г. Приходько, И. А. Филатова, О. В. Югова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2021. — № 3 (63). — С. 140–153. — DOI 10.26170/1999-6993_2021_03_10. — EDN LJKHYX. 

9. Московкина, А. Г. Ребенок с ограниченными возможностями в семье / А. Г. Московкина. — Москва : Прометей, 2015. — 252 с. — Текст : непосредственный. 

10. Обухова, Н. В. Роль родителей в реализации логопедического сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста с нарушением речи / Н. В. Обухова, А. В. Стянина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2023. — № 2 . — С. 106–116. 

11. Обухова, Н. В. Семейное воспитание детей с нарушениями речи / Н. В. Обухова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2019. — 128 с. — Текст : непосредственный. 

12.Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья : учебник / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 184 с. — Текст : непосредственный. 

13. Ткачева, В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья : учебник / В. В. Ткачёва. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — 281 с. — Текст : непосредственный

 14. Ушакова, Е. В. Семья ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды / Е. В. Ушакова. — Текст : непосредственный // Мир специальной педагогики и психологии : научно-практический альманах. Вып. 3. — Москва : Логомаг, 2015. — С. 156–163. — Текст : непосредственный. 

15.Фейзопуло, М. Н. Педагогические основы реабилитации семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья : 13.00.01 : автореф. дис. … канд. пед. наук / Фейзопуло Марина Николаевна. — Ульяновск, 2004. — 24 с. — Текст : непосредственный. 16.Югова, О. В. Вариативные стратегии раннего психолого-педагогического вождения семьи ребенка с отклонениями в развитии : моногр. / О. В. Югова. — Москва : Парадигма, 2021. — 152 с. — Текст : непосредственный.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.09.2023

Дата обновления: 27.09.2023

Дата публикации: 27.09.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».